[Кандидатская диссертация по экономике-2004 Алексея Пискунова ]

                                                                   Содержание

 

 

Не диссертационный вариант. Официальный вариант см. в разделе "Каталог файлов": материал №1 - полная версия, материал №10 - автореферат. 

Материалы в соответствии с содержанием выкладываются по мере приведения в порядок в раздел "Каталог файлов".

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 

 

 

Часть 1. Рынки долговых ценных бумаг США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

 

1.1. Основная цель долговых рынков США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

1.2. Секьюритизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

1.3. Общая структура долговых рынков США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

 

1.4. Сегменты долгового рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

 

Правительственные облигации

 

1.4.1. Облигации федерального правительства США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

1.4.1.1 Рынок репо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.4.2. Муниципальные облигации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

 

Облигации федеральных агентств и предприятий, спонсируемых федеральным правительством

 

Агентства, занимающиеся финансированием жилищного строительства

 

1.4.3. Федеральная система банков ипотечного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.4.3.1. Общие данные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.4.3.2. Авансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  31

1.4.3.3. Информационное обеспечение рынка ипотечного кредитования . . 34

1.4.3.4. Правила работы с инвестиционным портфелем . . . . . . . . . . . . . . .  41

1.4.3.5. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

1.4.3.6. Программы «Авансы на коммунальные инвестиции» . . . . . . . . . . . 46

1.4.3.7. Развитие ФСБИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

 1.4.4. Джинни Мэй - правительственная национальная ипотечная ассоциация . . 51

1.4.4.1. История создания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51

1.4.4.2. Облигационные программы Джинни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  52

1.4.4.3. Эмитенты облигаций Джинни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

1.4.4.4. Организационная структура Джинни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

1.4.5. Фанни Мэй - Федеральная национальная ипотечная ассоциация . . . . . . . . 59

1.4.5.1. Портфель закладных Фанни Мэй  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

1.4.5.2. MBSи REMIC. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

1.4.5.3. Многосемейные займы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

1.4.5.4. Строительные цели Фанни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

1.4.5.5. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

1.4.5.5.1. Управление процентным риском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  71

1.4.5.5.2. Управление кредитным риском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  75

1.4.5.5.2.1. Односемейные займы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

1.4.5.5.2.2. Многосемейные займы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  82

1.4.5.5.3. Управление операционным риском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

1.4.5.6. Ипотечные продукты Фанни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

1.4.5.6.1. Стандартные ипотечные продукты Фанни Мэй . . . . . . . . . . 85

1.4.5.6.2. Нестандартные продукты Фанни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . .  87

1.4.5.7. Законодательные требования к капиталу Фанни Мэй . . . . . . . . . . .  95

1.4.5.8. Долг Фанни Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96

1.4.5.9. Инвестиционный портфель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

 

Заключение о системе ипотечного кредитования жилья в США . . . . . . . . . 100

 

Агентства, финансирующие сельское хозяйство, высшее образование и электроэнергетику

 

1.4.6. Система фермерского кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

1.4.6.1. Обзор сельского хозяйства США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

1.4.6.2. Обзор Системы фермерского кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  107

1.4.6.3. Кредитные операции FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

            1.4.6.3.1. Кредитные институты FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

1.4.6.3.2. Долгосрочные займы на недвижимость . . . . . . . . . . . . . . . .  112

            1.4.6.3.3. Кратко- и среднесрочные займы сельскохозяйственным

    производителям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113

1.4.6.3.4. Займы кооперативам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  114

1.4.6.3.5. Основные реорганизационные условия Закона о

                фермерском кредите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

1.4.6.3.6. Кредитный портфель FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118

1.4.6.4. Общесистемные долговые ценные бумаги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122

            1.4.6.4.1. Общесистемные долговые ценные бумаги . . . . . . . . . . . . . . 122

            1.4.6.4.2. Финансовая корпорация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

1.4.6.5. Прочие операции FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

            1.4.6.5.1. Корпорация фермерского лизинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

            1.4.6.5.2. Федеральная сельскохозяйственная ипотечная корпорация

                            (Фермер Мак) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128

            1.4.6.5.3. Постоянные комитеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

            1.4.6.5.4. Аудиторский комитет FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  131

1.4.6.6. Предприятия, обеспечивающие финансовую поддержку

             учреждениям FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

1.4.6.6.1. Корпорация финансовой поддержки FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . 132

1.4.6.6.2. Страховая корпорация FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

1.4.6.7. Федеральный надзор за FCS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

1.4.6.8. Работа с молодыми, начинающими и мелкими фермерами . . . . . . . . . 141

1.4.6.9. Капитал FCSи состав управляющих органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

1.4.6.10. Инвестиционный портфель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

 

1.4.7. Салли Мэй – Ассоциация маркетинга студенческих займов . . . . . . . . . . . . . . . . 149

1.4.7.1. Обзор сектора студенческих займов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  149

1.4.7.2. Ассоциация маркетинга студенческих займов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  150

1.4.7.3. Приватизация Салли Мэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153

 

1.4.8. TVA – Компания, имеющая полномочия на управления долиной Теннесси . . . . 155

            1.4.8.1. Данные о компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  155

            1.4.8.2. 10-Летний Бизнес-План . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159

            1.4.8.3. Инновационная деятельность TVA. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160

            1.4.8.4. Долг TVA. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

            1.4.8.5. Неэнергетические программы TVA. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

 

 

          Частные долговые обязательства

 

1.4.9. Корпоративные долговые обязательства и инструменты денежного рынка . . . . . ---

1.4.10. Долговые обязательства, обеспеченные активами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ---

 

1.5. Инвестиционные отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196

 

1.5.1. Система пенсионного обеспечения США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196

            1.5.1.1. Общие данные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196

            1.5.1.2. Каналы и структура вложений пенсионных накоплений . . . . . . . . . . . . .  200

1.5.1.3. Правила работы по различным типам пенсионного обеспечения,

             предусматривающего поступление денег на счёт работника . . . . . . . . . . . . . . .  202

1.5.1.4. Планы 401(k) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203

 

1.5.2. Взаимные фонды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  205

 

1.6. Электронные торговые системы на рынках ценных бумаг с

       фиксированным доходом США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  242

 

Заключение к первой части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245

 

Часть 2. Российский рынок долговых ценных бумаг и российская

               система денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259

 

2.1. Структура российского рынка долговых ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259

 

2.2. Структура денежного обращения в России, её влияние на экономику,

       механизмы не инфляционного создания денег в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261

 

2.2.1. Структура денежного обращения в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  261

2.2.2. Динамика денежной массы с 1997 по 2001 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263

2.2.3. Потребительская корзина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  265

2.2.4. Влияние потребительских предпочтений и внешних займов на

          национальную потребительскую корзину и на национальную

          систему денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267

2.2.5. Правила действия мультипликатора, создаваемого национальной финансовой

          системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  271

2.2.6. Инфраструктурные отрасли и инфляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  274

2.2.7. Общественные фонды с точки зрения денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . 276

2.2.8. Процентные ставки с точки зрения инвестора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277

2.2.9. «Условные» деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278

2.2.10. Механизм наполнения российской экономики стабильными деньгами . . . . . . . . . 280

            2.2.10.1. Федеральное агентство банков ипотечного кредитования (ФАБИК) . . . . 281 

            2.2.10.2. Заёмщики и приемлемые условия кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289

            2.2.10.3. Стоимость жилья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290

            2.2.10.4. Требования к вступающим в ФАБИК банкам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290

            2.2.10.5. Объём программы ипотечного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  292

            2.2.10.6. Меры по усилению программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292

            2.2.10.7. Страхование рисков по программе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293

2.2.11. Оценка движения рублей между заёмщиками и кредиторами после наполнения

            экономики стабильными деньгами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294

2.2.12. Некоторые прочие важные аспекты (мысли вслух) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296

            2.2.12.1. Финансовые инструменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  296 

            2.2.12.2. Потребность в устойчивых каналах денежного обращения . . . . . . . . . . .  298  

            2.2.12.3. Более сложный уровень кредитования экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 

            2.2.12.4. Взаимосвязь структуры потребительской корзины и структуры

                           факторов её воспроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301

            2.2.12.5. Замечания по пенсионной системе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301

            2.2.12.6. Разные типы стран с точки зрения воспроизводства потребительской

                           корзины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305  

            2.2.12.7. Отношения центрального банка и правительства в вопросах

                           обеспечения экономики деньгами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  306 

 

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307

 

Приложения (32 шт.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  310